Пятнашки

Школьная линейка была в этом году, как всегда торжественной. Под звуки барабана и горна, топча желтые осенние листья, мальчик и девочка в наглаженной школьной форме, красных галстуках и красных пилотках вынесли красное знамя школы и торжественным маршем прошли перед рядами школьников, выстроенных по классам.

Начинался новый учебный год, куда ни взглянуть — повсюду были цветы, их держали мальчишки с набитыми  ранцами за плечами и девочки в белых фартуках с огромными наглаженными бантами.

Сережа стоял, переминаясь с ноги на ногу, терпеливо ждал счастливого момента, когда можно будет избавиться от надоевшего букета, он хотел скорее подарить его своей классной руководительнице. Но впереди была ещё речь директора, завуча и прочая торжественная часть, которая обычно сопровождала переход школьника в следующий класс.

Желтое здание школы было довольно старым, но к началу года его приводили в парадный вид, а асфальтированный школьный двор, на котором происходило торжество, был засажен по периметру огромными тополями.

Кроны высоких деревьев закрывали митингующих от редких играющих лучей осеннего солнца.

Это был уже седьмой класс, Сережа стоял и мечтал. Он представлял, что всего через каких-нибудь четыре года закончит учиться и возможно уже начнет работать.

Мама, конечно, не даст ему уйти из школы после восьмого класса, заставит закончить десятилетку, а вот после десятилетки можно рвануть прямиком на работу, начать трудиться, стать наконец самостоятельным взрослым человеком. Очень уж надоело «учиться и учиться и ещё учиться», как завещал Великий Ленин, знаменитые слова которого в школе всегда приводили в пример.

Школа находилась недалеко от панельной девятиэтажной новостройки, куда ещё до первого класса переехали его родители из частного деревянного дома. Получив небольшую трёхкомнатную квартиру с двумя лоджиями, взамен старой гнилой половины дома, вся Серёжина семья — папа, мама и старшая сестра были счастливы.

Однако, вокруг микрорайона из нескольких панельных девятиэтажек по-прежнему располагались линии деревянных домов.

Район частных домов и окрестности, прилегающие к улице Гордеевской, в народе так и назывался Гордеевкой, имел репутацию одного из самых неблагополучных хулиганских районов города.

Надо сказать, что мальчишки — коренные обитатели этих домов причисляли себя по месту жительства к району и гордо называли себя Гордеевские.

И так уж сложилось, что Серёжина дорога в школу и обратно лежала через эти самые улицы. По дороге в школу любой школьник мог каждый день встретить компанию из двух –трех местных пацанов, которые нагло подкатывали и под угрозой своих кулаков легко отнимали у испуганных  школьников копеек по 10 на свои нужды.

Серёжа тоже боялся и его тоже грабили, было очень неприятно. Но ещё больше было обидно, что деньги, которые трудом зарабатывают его родители, так легко  попадают в руки каких-то переросших уродов.

Он очень переживал от этой ситуации, но в один прекрасный день ему в голову пришла проста идея – не брать с собой больше денег в школу.

Он отказался от обеда и буфета, просто говоря родителям, что он совершенно не хочет есть в школе, что там по сравнению с домашней едой готовят совершенно не вкусно, во что мама охотно поверила.

Конечно, неприятных встреч с местными шакалами от этого стало не меньше, но вывернутые наизнанку Серёжины карманы больше ничего не давали вымогателям под любыми угрозами.

Больше всего Серёжа переживал за то, что страх в такие моменты совершенно парализовывал его волю. Он не мог ни бежать, ни сопротивляться, а рассказать взрослым, что его обижают и он трус было невозможно.

Нужно было что-то с этим делать. Сначала Сергей попробовал вооружиться. Он носил с собой в школу тяжелую железную втулку, затем приобрёл небольшой перочинный нож.

Но смелости это вооружение почему-то совершенно не прибавляло.

Как-то раз после школы он тренировался в метании своего перочинного ножа в деревянные конструкции детской площадки. Нож летал совершенно непредсказуемо, то втыкался, то отскакивал от деревянного столба горки.

Неожиданно к Серёже подошёл проходящий мимо невысокий милиционер. Он без особых церемоний поднял нож, сунул его себе в карман и молча ушёл. «И этот тоже отобрал, чем он лучше тех?» с грустью подумал Серёжа.

Завершилась в Москве олимпиада 80г., тогда по телевизору показывали борцов, штангистов, боксёров, сильных, смелых, красивых.

Сергею неожиданно пришла в голову мысль, а что если заняться какой нибудь борьбой или лучше боксом. Он поделился этой идеей с родителями, но мама была категорически против бокса.

Однако, идея охватила парня всерьёз и он ослушался. Вместе со своим приятелем Димкой из первого подъёзда, он рванул в дом спорта «Полёт», расположенный совершенно в другом районе, чтобы никто не знал об этих занятиях.

Надо сказать, что спортивные секции были доступны и совершенно бесплатны. Нужно было только как то попасть в 15-й троллейбус, который шёл до дома спорта и обратно.

Тренировки проходили три раза в неделю, после школы по полтора часа, и это не создавало больших неудобств.

О том что, Серёжа занимается боксом, мама конечно, узнала примерно через месяц, но уже не была так категорична, поскольку учеба в школе по-прежнему шла хорошо. Однако свою тайну от остальных ребята хранили железно.

Через полгода, Димку за какую-то шалость тренер выгнал с тренировки. Димка обиделся и перестал заниматься, а может ему просто уже надоело.

Серёжа остался один, но это не имело большого значения. В группе ребят он чувствовал себя как в большой семье, а тренер, которого звали, как и его — Сергей Иванович понемногу становился всё ближе и чем-то заменял ему родного отца, которого Серёжа видел редко, поскольку тот был водителем автобуса, всегда был или в рейсе или отсыпался.

Так незаметно прошёл год, Серёжа стал организован, похудел, окреп и прошёл первые шаги начальной технической подготовки. Но всё же это было ещё только начало.

По воле судьбы Сергей был левшой, но в школе ещё в начальных классах его заставили писать только правой рукой, почерк получился отвратительный.

Теперь, Сергей специально выравнивал руки, учился работать, как левой, так и правой рукой. Левой он обычно рисовал, учительница по рисованию не возражала, тем более, что получалось очень неплохо.

Пройдя начальную техническую подготовку, он успешно выполнял все задания, хорошо работал по снарядам и в защите. Но  неожиданно возникла большая проблема.

По какой-то неведомой причине он не мог ударить противника даже в учебном бою. Тренер был вне себя от негодования. Он, вероятно, впервые столкнулся с такой ситуацией, ибо совершенно не знал, что с этим делать.

Серёжа был хорошо подготовлен, но не мог ударить, хотя хорошо держал удары и грамотно защищался. Как все вокруг ни старались помочь всё было напрасно. Парня невозможно было спровоцировать на ответный удар или разозлить, он всегда был ненормально спокоен.

В середине второго года после нескольких проигранных Сергеем боёв, тренер решил отчислить Сергея из спортивной школы по причине «моральной неустойчивости». Ситуация с «небьющим» левшой становилась комичной и являлась уже предметом насмещшек среди ребят и тренерского состава.

Но Серёжа упросил Сергея Ивановича  не делать этого, поскольку спорт уже стал частью его жизни. Он торжественно обещал тренеру найти способ решить вопрос и тот дал ему последний испытательный срок.

Сидя во дворе на бортике хоккейной коробки и болтая ногами, Сергей мучительно думал над своим ужасным положением: «Полтора года тренировок и всё – спишут, как труса или инвалида».

По ходу своих мыслей он заметил, как на хоккейной коробке носились взъерошенные мальчишки. Они бегали друг за другом и отчаянно играли в пятнашки.

Маялся всегда тот, кого запятнали, было весело и смешно смотреть на этих вспотевших школьников.

Неожиданно Серёжу пронзила забавная мысль, «А что если представить себе, во время  боя эту весёлую игру? Тем же ударом я буду не бить — я просто запятнаю противника и посильнее!»

«Я просто сыграю в пятнашки!»,  решил для себя Сергей.

Близились соревнования, из другого клуба города приехали крепкие ребята. Серёже по жребию достался коренастый парень с огромными бицепсами.

«Прошлый штангист», подумал Сергей.  Ничего нового никто не ждал от этого боя – все ждали когда этот «качок» просто побьёт «небъющего», но бой неожиданно принял иной оборот.

Несколько сильных ударов качка по защите Сергея отбросили его к канатам, локти горели, приняв сильные удары.

Но неожиданно для всех Сергей начал быстро двигаться, кружа вокруг «штангиста». Его руки работали так быстро, что их почти не было видно, а лицо его противника неожиданно начало краснеть на глазах у удивлённых зрителей.

Никто не понимал, что произошло с «небъющим», он работал быстро, легко, от души и веселая улыбка играющего мальчишки не сходила с его лица.

Ребята были в недоумении, тренер тоже был в шоке. Всё чему учили Сергея раньше, было представлено на ринге в лучшем виде.

Коренастый противник ещё крепко стоял на ногах и вновь пытался атаковать, но сил у него уже не было, удары его ослабли и кончились. Красное лицо, взгляд в пустоту, рассеченная бровь, всё говорило за то, что сегодня явно не его день и он вчистую проиграл «в пятнашки» невысокому худощавому парню.

Сергея, конечно, не отчислили, он ещё долго был единственным левшой в своей спортшколе. С ним ребята готовились к соревнованиям, если предстоял бой с левшой.

Через некоторое время Сергея за успехи отобрали в спецгруппу старшего тренера, организованной для усиленной работы с  одарёнными ребятами, подающими надежды на достижения. Тренировки в спецгруппе проходили уже шесть дней в неделю и длились вдвое дольше — три часа. Воспитывалась специальная выносливость, оттачивалась техника.

В 1982 в свои 16 лет, Сергей неожиданно стал серебряным призёром первенства родного города. А в школе это был уже девятый класс. Как-то, спеша на тренировку Сергей хотел побыстрее уйти с комсомольского собрания класса, где разводили важность и  обсуждали личности  каждого комсомольца. Комсомольский актив во главе с классной руководительницей решительно осудили недостойное поведение строптивого комсомольца. Но, получив выговор, Серёжа уже бежал по коридору школы, стараясь успеть на свой троллейбус.

Гордеевка, дом 21 по Московскому шоссе.

Мама понемногу  привыкла и больше не возражала против занятий сына. А  одноклассники по-прежнему  ни о чём толком не знали. Куда то исчез парализующий страх, даже как то неудобно было Сергею о нём вспоминать.

Несколько успешных игр «в пятнашки» на районе быстро сделали его своим парнем. Он больше никого не боялся, чаще боялись его. Узкие улицы деревянных домов вокруг школы стали приветливыми и знакомыми.

Гордеевка перестала быть чужой и страшной, она постепенно стала родной. Здесь Серёжу все знали — отъявленные хулиганы района и обычные школьники теперь считали его своим — Гордеевским.

Автор: Сергей Чуркин.
Опубликовано 25.12.2018г.

Рассказ основан на реальных событиях 1981 г. СССР, г. Нижний Новгород